· RSS 17.05.2024, 15:12

Главная » 2010 » Январь » 17 » Музей как основа краеведческой работы в МОУ № 74
22:09
Музей как основа краеведческой работы в МОУ № 74

Е.Ю. Захарова (учитель истории высшей категории)

М.Н. Наймушина (учитель истории высшей категории)

Смена парадигмы общественного развития и вхождение в информационно-техническое пространство нынешнего века сформулировали новое поле образовательной деятельности России. Большое влияние на совершенствование всей системы образования в стране оказывает социальный заказ общества на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях.

            Большую роль в решении этой проблемы может сыграть школьный музей, который предоставляет каждому ученику широкое поле для самореализации и саморазвития.

В МОУ № 74 музей был создан в 1970 году. Сейчас в нём 3 экспозиции (Зал Боевой Славы: «Южноуральцы на фронтах Великой Отечественной войны»; Краеведческий зал: «История Металлургического района и летопись школы № 74»; Этнографический зал: «Бабушкины чудеса») и 5 тыс. экспонатов. До 2006 года он носил статус музея боевой славы.  Музей не может жить в одном и том же пространстве много лет. В 2005 году совет музея принял решение о том, что в целях дальнейшего развития музея необходимо поменять статус школьного музея. И с 2006 года это – комплексный историко-краеведческий музей.

Музей является многократным победителем районных, городских, областных конкурсов музеев, а в 2008 году получил диплом I степени в межрегиональном конкурсе музеев «Европа-Адия-2008» в номинации «школьный музей».

В первые годы своего существования в музее сложились традиционные формы работы: встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, вахта памяти, экскурсии по музею, сбор материалов  об истории Челябинского танкового корпуса, переписка с ветеранами и свидетелями событий военных лет.

В течение 70х–80х годов экспозиция «Боевой путь Уральского Добровольческого Танкового Корпуса» постоянно пополнялся и расширялся. В ходе поисковой работы периодически возникали темы, требующие самостоятельной исследовательской работы.

К началу XXI  века у музея сложилась следующая система взаимодействия музея МОУ № 74 с внешкольными учреждениями.

                                                                     

Что позволило определить новые направления и формы краеведческой работы в школе. Важнейшей задачей музея становится изучение истории Металлургического района и создание экспозиции. В рамках решения этой задачи была разработана районная краеведческая игра «Знай и люби свой район», на опыте которой разработан социальный проект детское экскурсионное бюро «Родник» (дипломант конкурса социальных проектов в 2006 году).

Изменилась на сегодня роль музея в развитии исследовательской работы учащихся. С одной стороны музей заказывает темы для исследования. Так по заказу музея были проведены исследования «Великая Отечественная война в детстве родных и близких учащихся и сотрудников МОУ № 74» (историко-социологическое исследование), «Исторические особенности топонимики улиц Металлургического района города Челябинска». Учащиеся 5-7 классов проводят описания предметов из коллекции музея, которые выливаются в самостоятельные исследовательские работы.

С другой стороны уникальные фонды музея являются источником для новых исследовательских работ. По материалам проведённых исследований для музея изготовляются макеты, презентации, готовятся новые лекции.

Краеведческое образование и воспитание учащихся школы добавило новые формы работы: это экскурсии по городу и области, краеведческий туризм, археологические экспедиции, лагерь практической археологии.  Отчёты о всех поездках, походах, экспедициях сдаются в школьный музей, передаются на хранение интересные предметы, привезённые из походов и экспедиций.

Таким образом, мы пришли  к тому, что в школе сложилась система краеведческого образования и воспитания, которую мы условно называем школьный центр «Туризм. Археология. Краеведение» (ШЦ «ТАК»), где музей занимает одно из основных мест.


 

(Статья опубликована в сборнике «Между прошлым и будущим. Школьные музеи» – Челябинск: Центр «Наследие», 2009 г.)

Категория: Краеведение | Просмотров: 927 | Добавил: Vladsforce | Теги: бесплатно, музей, работы, краеведение
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Информер