Е.Ю. Захарова (учитель истории высшей категории)
М.Н. Наймушина (учитель истории высшей категории) Смена парадигмы
общественного развития и вхождение в информационно-техническое пространство
нынешнего века сформулировали новое поле образовательной деятельности России.
Большое влияние на совершенствование всей системы образования в стране
оказывает социальный заказ общества на творческую, активную личность, способную
проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать
приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях.
Большую роль в
решении этой проблемы может сыграть школьный музей, который предоставляет
каждому ученику широкое поле для самореализации и саморазвития.
В МОУ № 74 музей был
создан в 1970 году. Сейчас в нём 3 экспозиции (Зал Боевой Славы: «Южноуральцы
на фронтах Великой Отечественной войны»; Краеведческий зал: «История
Металлургического района и летопись школы № 74»; Этнографический зал:
«Бабушкины чудеса») и 5 тыс. экспонатов. До 2006 года он носил статус музея
боевой славы. Музей не может жить в
одном и том же пространстве много лет. В 2005 году совет музея принял решение о
том, что в целях дальнейшего развития музея необходимо поменять статус
школьного музея. И с 2006 года это – комплексный историко-краеведческий музей.
Музей является
многократным победителем районных, городских, областных конкурсов музеев, а в
2008 году получил диплом I степени в межрегиональном конкурсе музеев
«Европа-Адия-2008» в номинации «школьный музей».
В первые годы своего
существования в музее сложились традиционные формы работы: встречи с ветеранами
Великой Отечественной войны, вахта памяти, экскурсии по музею, сбор
материалов об истории Челябинского
танкового корпуса, переписка с ветеранами и свидетелями событий военных лет.
В течение 70х–80х годов
экспозиция «Боевой путь Уральского Добровольческого Танкового Корпуса»
постоянно пополнялся и расширялся. В ходе поисковой работы периодически
возникали темы, требующие самостоятельной исследовательской работы.
К началу XXI
века у музея сложилась следующая система взаимодействия музея МОУ № 74 с
внешкольными учреждениями.
Что позволило определить новые
направления и формы краеведческой работы в школе. Важнейшей задачей музея
становится изучение истории Металлургического района и создание экспозиции. В
рамках решения этой задачи была разработана районная краеведческая игра «Знай и
люби свой район», на опыте которой разработан социальный проект детское
экскурсионное бюро «Родник» (дипломант конкурса социальных проектов в 2006 году).
Изменилась на сегодня роль музея в
развитии исследовательской работы учащихся. С одной стороны музей заказывает
темы для исследования. Так по заказу музея были проведены исследования «Великая
Отечественная война в детстве родных и близких учащихся и сотрудников МОУ № 74»
(историко-социологическое исследование), «Исторические особенности топонимики
улиц Металлургического района города Челябинска». Учащиеся 5-7 классов проводят
описания предметов из коллекции музея, которые выливаются в самостоятельные
исследовательские работы.
С другой стороны уникальные фонды музея
являются источником для новых исследовательских работ. По материалам
проведённых исследований для музея изготовляются макеты, презентации, готовятся
новые лекции.
Краеведческое образование и воспитание
учащихся школы добавило новые формы работы: это экскурсии по городу и области,
краеведческий туризм, археологические экспедиции, лагерь практической
археологии. Отчёты о всех поездках,
походах, экспедициях сдаются в школьный музей, передаются на хранение
интересные предметы, привезённые из походов и экспедиций.
Таким образом, мы пришли к тому, что в школе сложилась система
краеведческого образования и воспитания, которую мы условно называем школьный
центр «Туризм. Археология. Краеведение» (ШЦ «ТАК»), где музей занимает одно из
основных мест.
(Статья опубликована в сборнике «Между прошлым и будущим.
Школьные музеи» – Челябинск: Центр «Наследие», 2009 г.)
|